|
М2М — новая ступень развития беспроводной связи.
Объединение машин в некие разумные цепочки, функционирующие без участия
человека,— логичное продолжение мобильной эволюции. Агентство Forrester
Research прогнозирует, что количество приборов, вступающих в коммуникацию
друг с другом любыми доступными способами, превысит количество приборов,
управляемых людьми уже в 2005 году. Пока что самым ярким примером
взаимодействия различных подсистем является так называемый умный дом.
Расположенные в одном помещении датчики, например, пожарной сигнализации
просто обязаны "общаться" с системой водоснабжения — а вдруг,
когда начнется пожар, в доме отключат воду? Другое дело, когда "умные"
приборы собраны не в одном помещении, а расположены в разных районах
(как, например, автоматы по продаже кока-колы) или даже разъезжают
по дорогам города. Объединить их в кабельные сети дорого или вовсе
не представляется возможным. И здесь начинается сфера компетенции
мобильной связи.
Решения M2M (mashine-to-mashine или mobile-to-machine)
как раз и предназначены для управления мобильными или удаленными
объектами. M2M объединяет телекоммуникационные и информационные
технологии для автоматизации бизнесс-процессов и создания более
проработанных комплексов услуг. M2M платформа может
найти широкое применение в различных сферах — системы безопасности,
автоматизация промышленных процессов, телемедицина и др. Платформа
machine-to-machine состоит из двух элементов — шлюза и GSM терминала.
Программный пакет M2M связывает GSM сеть и Интернет двусторонней
связью между приложениями, расположенными на интернет-сервере или
сервере компании и на удаленных устройствах. Как правило, оснащенный
SIM-картой модуль, встраивается во внутреннюю информационную систему
устройства (будь то деревенская электростанция или грузовик). Сигналы,
генерирующиеся машиной, передаются по сети GSM (через технологии
SMS или GPRS) в центральную информационную систему. А уже она либо
при участии человека, либо полностью самостоятельно принимает решения
и транслирует их обратно. По словам специалистов, в большом количестве
случаев беспроводное соединение обеспечивает более легкий, эффективный
и экономичный способ связи машин с системами управления.
В компании Sony Ericsson, наиболее активно продвигающей на рынок
концепцию M2M, отмечают, что количество сфер применения
для нее потенциально безгранично. Так, M2M найдет приложение
в системах безопасности зданий, в лифтах и эскалаторах, при оптимизации
дорожного движения, перевозке грузов, в телемедицине. Исследование
возможностей рынка M2M, проведенное Sony Ericsson,
свидетельствует о потенциале в 100 млн. оснащенных интерфейсом M2M-устройств,
который будет достигнут уже через два с половиной года. А исследовательская
компания ARC Group предполагает, что денежный объем только американского
рынка телематики и M2M достигнет к 2007 году $100 млрд.
Агентство Ovum Research утверждает,что в ближайшие годы сотовые
операторы будут получать от оказания услуг M2M свыше 20%
доходов. Свои технологические решения для M2M уже предлагают
десятки компаний, в том числе крупнейший лидер по данной технологии
— компания Sony Ericsson.
Мода на M2M не обошла стороной и российский рынок. Хотя
здесь все операторы из ведущей тройки («Мегафон», «Би Лайн», «МТС»)
уже имеют предложения для обеспечения взаимодействия электронных
приборов, их услуги нельзя назвать M2M в чистом виде. Скорее
это гибрид M2M и телематики. Очевидно, что самым востребованным
сегментом M2M-автоматизации стал так называемый fleet management
— мониторинг передвижений больших групп транспорта. Несмотря на
то, что оказываемые услуги называются по-разному (AutoConnex — у
«Би Лайна», WebLocator — у «Мегафона», а МТС для fleet-контроля
и вовсе создала отдельную компанию — МТС П), суть их в одном: заказчик
получает информацию о своих автомобилях в режиме «он-лайн». Так,
охранный комплекс AutoConnex (совместный проект «Би Лайна» с компанией
Nexo) состоит из навигационного модуля GPS, GSM-телефона и web-интерфейса.
Владелец машины постоянно на связи со своим автомобилем: машина
доложит ему о взломе, угоне или несанкционированном проникновении
в салон. Кроме того, автомобилисту постоянно доступны точные координаты
автомобиля, данные о его скорости и техническом (в том числе и аварийном)
состоянии. Сигналы, передаваемые в рамках AutoConnex мобильным средством,
поступают на сервер, который анализирует полученные сообщения и,
в зависимости от ситуации, выполняет нужные команды. Например, владелец,
получив от своего автомобиля сигнал SOS, может дать приказ заблокировать
двигатель, включить звуковую или световую сигнализацию и т. д.
Если назначение AutoConnex — охрана транспортного средства, то
проект «Мегафона» WebLocator ориентирован именно на позиционирование
(информация о местоположении одного или групп автомобилей). Здесь
информация о местоположении машины через определенные промежутки
времени, заданные владельцем, приходит от российской спутниковой
системы GLONASS, а затем через модуль GPS и передающую сеть GSM,
транслируется на специальный защищенный web-сервер, где обрабатывается
и анализируется оператором. Таким образом, владелец может не беспокоиться
за судьбу своего транспорта — он всегда может получить информацию
о его месторасположении и, при необходимости, задействовать доступные
системы безопасности.
Впрочем, потенциал для M2M российские операторы видят не
только в области fleet management (мониторинг передвижений больших
групп транспорта). Есть еще и рынок мониторинга (наблюдения и управления
на расстоянии) стационарных объектов. Например, как отмечают представители
сотовых компаний, уже сейчас появляется спрос на противопожарные
и охранные системы в нетелефонизированных дачных поселках.
Источник http://www.netronix.ru
|